|
Первый пошел, второй пошел, третий пошел! Парашюты не забываем, не забываем…
Бородатый анекдот
Дорога
Сказал бы мне кто пару лет назад, что я, встав в 5 утра, попрусь в Тверь прыгать с парашютом.… Не поверил бы, да еще в ухо бы дал для убедительности! Я же высоты боюсь, да и доверять свою драгоценную жизнь хитрому переплетению тряпочек и веревочек нет никакого желания. Может, бросить все, пока не поздно? Поздно… Я уже в электричке.… Теперь три часа в дороге.… По пути вспоминается куча анекдотов про парашютистов… Интересно, чего я в них раньше находил смешного? Ведь в каждом все заканчивается плохо. Ладно, у нас все будет хорошо, пытаюсь расслабиться и успокоиться. Получается плохо. Единственный плюс - за байками и беседой время летит незаметно.
Вот и Тверь. Тихий провинциальный город, утро воскресенья, нормальные люди еще спят. Лишь мы бегаем вокруг телефонной будки, пытаясь поймать машину. Водители, услышав название "Змеево", ломят несусветные цены или отказываются ехать вообще. Правильно! Знал бы я, как называется аэродром, вообще бы не поехал! Не люблю змей. Наконец, один берется нас довезти. Мужик! Ну, зачем ты согласился? Почему у тебя не сломалась машина? Походили бы мы по Твери, посетили бы местные достопримечательности, да и поехали бы по домам! Не судьба, видать…
Подготовка
Приехали! Так вот ты какой, аэродром "Змеево"! Поле, пара старых самолетов, вертолеты без винтов, непонятные строения. Тушинский поприличнее выглядит. Ну, да ладно, не на выставку ехали. Где тут инструктаж?
Перед началом подготовки дают подписать бумажку. Ксерокс явно был в последней стадии тяжелой болезни, когда ее печатал. Текст читается плохо, в памяти застревают отдельные фразы: "травмы опорно-двигательного аппарата", "принимает на себя риск, связанный с прыжком". В общем, понятно. Ежели расшибешься - сам виноват, мы тебя предупреждали.
Так, теперь то же самое на словах. Вдохновляет уверенность инструктора в технике. Оказывается, за 20 лет использования парашютов данной марки не было ни одного несчастного случая из-за отказа техники. Хоть что-то радует. Попутно, инструктор опровергает почти все
распространенные мифы о прыжках и кратко описывает процесс прыжка. Обещает, что нам понравится. Ну-ну…
Переходим к укладке парашюта после приземления. Блин! Его еще укладывать! Я то думал - сел, собрал стропы в кучку, притащил, бросил и свободен. А тут целая наука. "Бесконечная петля", "отряхивая купол от мусора", "уложить в сумку таймером вверх". Сегодня просто день защиты детей от иллюзий!
После краткого перекура переходим к тренировкам на подвесных системах. Пока мы болтаемся в упряжках между небом и землей, инструктор весело, с шутками и прибаутками рассказывает о возможных неприятностях, которые могут с нами произойти. После отработки приземлений на лес, крышу, провода, дорогу и так далее, в желудке образуется кусок льда размером с кулак. Интересно, а нормальные посадочные площадки тут есть? Или обязательно придется садиться в экстремальном режиме? Инструктор говорит, что все будет хорошо. Очень хочется ему верить. Теперь самое интересное - имитация отказа основного парашюта и раскрытие запасного. Итак, правую руку в сторону, левой "выламываем" кольцо и выдергиваем его. Вываливается набор тряпочек и веревочек. И это запасной парашют? Такой маленький? Да он же меня не выдержит! Мама, забери меня отсюда! Посмотрев на наши перекошенные лица, инструктор поспешил нас успокоить - оказывается, это макеты, а настоящий парашют гораздо больше. Воображение тут же рисует картину: при укладке вместо нормального парашюта положили макет и он достанется мне. Кусок льда в желудке достигает размеров небольшой дыни.
После окончания тренировок все ходят с озабоченными лицами и бормочут: "Готов? Пошел! 501, 502, 503, кольцо, 504, 505, проверить купол, извлечь чекующий шнур, осмотреться". Неужели я выгляжу также? Нет, наверное, хуже...
Начинается медкомиссия. Вежливый врач, ласково улыбаясь, меряет давление и пульс. Господи! Пусть ее аппарат покажет запредельное давление и жуткую частоту пульса! Пусть меня не допустят к прыжкам! Мои молитвы в тот день услышаны не были… Давление 120/80 и пульс как у космонавта. Невероятно! По внутренним ощущениям пульс должен быть в районе 250! Неужели я настолько спокоен? Не похоже.… Перед прыжком есть немного времени. Инструктор советует слегка перекусить. Из-за куска льда в желудке, еда не лезет. Чудовищным усилием запихиваю в себя пару пряников, запиваю кефиром. Все! Время! Прихватив бинты, идем на посадочную площадку.
Прыжок
Пока мы бинтуем ноги, подвозят парашюты. Мысли о макетах вытесняют все остальные. Погода пасмурная, но облачность высокая, легкий ветер. Может быть, прыжки отменят? В прошлый раз, говорят, отменили.
Начинается подгонка парашютов. В этот момент ветер разгоняет облака и почти стихает. Что ж, придется прыгать. Ну, хоть парашют не №13. И не макет. Ждем, пока распределят по группам, продолжаем травить байки, пытаясь сохранить равнодушное выражение лица. Вроде бы получается, а в голове как часовой механизм: "501, 502, 503, кольцо, 504, 505, купол, чекующий шнур, осмотреться". И так до бесконечности. Ненавижу ждать.
Сильно нервирует какой-то мужик из местных, вскапывающий огород прямо на аэродроме. Народ мрачно шутит: "Братскую могилу копает". На душе становится совсем паршиво.
Откуда-то сбоку выруливает "АН-2". Несмотря на то, что изучал аэродинамику, не могу понять, как ЭТО летает. Толстая тушка фюзеляжа, короткие крылья, кабина, напоминающая старинный фонарь. Грузится первая группа. Самолет взревывает двигателем, неожиданно легко отрывается от земли и начинает набирать высоту. Зря я на него, хорошая птичка.
В первой группе прыгают профессионалы, со стороны все выглядит очень красиво. Почти все приземляются в радиусе 100 метров от стартовой площадки, но кого-то уносит на деревья. Хорошее начало…. Пока надевает парашюты вторая группа, успеваю сфотографировать ребят и самолет. У всех напряженные лица, но народ бодрится и позирует перед камерой.
Погрузилась в самолет вторая группа. Я в третьей, поэтому отдаю кому-то фотоаппарат, надеваю парашют и сажусь на лавочку. В голове пусто. Подходит инструктор, еще раз напоминает о том, что надо приземляться на обе ноги. Я киваю. Пока наша группа надевает снаряжение, наблюдаю за прыжком второй. В ней, как и в нашей, большинство "первопрыги", поэтому результат не такой впечатляющий. Первый, видимо, дергает кольцо сразу после выхода из самолета, поэтому второй после раскрытия оказывается с ним на одной высоте. Каким-то образом они расходятся и приземляются нормально, но на большом расстоянии от площадки. Кого-то уносит в сторону шоссе, кто-то забывает отключить запаску и приземляется на двух парашютах. Но все вроде бы целы.
Заканчивается подгонка снаряжения в нашей группе. Инструктор проверяет каждого, приказывает попрыгать. Все в порядке. Опять садимся на скамейку и ждем. Я прыгаю третьим, передо мной двое на принудительном раскрытии. Наконец, поступает команда грузиться в самолет. Возникает мысль отказаться от прыжка, но ее тут же выдувает воздушным потоком от винта. Забираемся в самолет. Не знаю как у остальных, а мне показалось, что я нахожусь в огромной трясущейся бочке. Вдоль стен две металлические скамейки, рассаживаемся на них и поворачиваемся к инструктору. Из-за рева мотора и шлема, слышно плохо, но понятно, что сейчас все и произойдет. Взлетаем. Пока самолет набирает высоту, осматриваю кабину. Первое впечатление не обмануло - натуральная бочка (а мы - селедки).
Высота 600 метров. Инструктор открывает дверь, и, по сигналу, выходят первые двое. С моего места не видно подробностей, но, судя по всему, парашюты у них открылись нормально. Это радует.
Поднимаемся до 900 метров. Сейчас моя очередь. Страх куда-то исчез, я спокоен как холодильник, но не могу оторвать взгляд от открытой двери. Меня тянет к ней. В этот момент очень хорошо понимаю ощущения кролика, смотрящего на удава.
Краем глаза замечаю приглашающий жест инструктора. Началось! Встаю перед дверью - согнувшись, руки на кольце, правая нога вперед. Последнее напоминание про чекующий шнур, вой сирены.
- Готов?
- Да!
- Пошел!
Ногу на обрез люка, толчок - и я в свободном падении. Такое впечатление, что оглох. Не слышно рева мотора, сирены, ничего. Только свист ветра в ушах и ощущение падения. Не успев толком ничего понять и испугаться, считаю: "501, 502, 503", и изо всех сил дергаю за кольцо. Интересно, я действительно слышу шорох разворачивающегося парашюта, или это мне кажется? Пытаюсь посмотреть вверх, но что-то мешает запрокинуть голову. Услужливое воображение опять рисует запутавшиеся стропы и нераскрывшийся парашют. Машу руками над головой, обнаруживаю две нормальные, не перепутанные лямки подвесной системы. Оказывается, шлем не пролезает между ними. Раздвигаю лямки, смотрю наверх - купол абсолютно цел, стропы на месте, все ОК. Облегчение, которое я испытал, невозможно описать словами. Теперь надо сделать что-то важное, но вот что? От счастья совершенно отшибло память. А! Вспомнил! Отключить запасной парашют! Трясущимися руками открываю набрюшник и выдергиваю шнур. Сэкономил 100 рублей на штрафе. Теперь можно слегка расслабиться и оглядеться. Самолета не видно. Где-то сзади и сверху еще один купол. Надеюсь, у этого парня тоже все в порядке.
Обещанного инструктором восторга, почему-то не испытываю. Такое чувство, будто меня обманули. А может, все положительные эмоции израсходовались при раскрытии. Кто знает…
Продолжаю снижение. Жужжание, щелчок - сработал автомат раскрытия запаски, значит высота 400 метров. Пытаюсь сориентироваться и "подрулить" ближе к стартовой площадке. Парашют реагирует медленно и величаво, немного сдвигаясь влево.
Земля быстро приближается. Так, лечу лицом вперед, руки на лямках, ноги вместе, полусогнуты, напряжены. Вроде все правильно. А кому сейчас кричит инструктор с земли: "развернись влево"? Блин! Мне кричит! Меня влево сносит! Начинаю разворачиваться, ноги расходятся, и тут земля…. Приехали… Интересно, что это так хрустнуло при приземлении? Ветка, наверное…
Быстро подбираю нижние стропы и гашу купол. Так, теперь все это надо собрать. Минуточку! Какая ветка? До ближайшего дерева метров 200! И тут дает о себе знать левая нога. Моя конечность решила, что нагрузка в 100 кг при скорости 5 м/с для нее слишком, и отказалась от дальнейшего сотрудничества. Территориально я приземлился удачно, метрах в 15-20 от места старта, а вот качество посадки подкачало.
Дорога домой
Дальнейшие события перемешались в моей памяти в кучу. Вот доктор вкалывает баралгин и утешает: "Не волнуйся это не перелом". Вот я как идиот хихикаю над собственным свидетельством парашютиста, в котором стоит оценка за прыжок. Если за такое ставят "отлично", то за что же ставят "неуд"? Кто-то поясняет, что имелось в виду "отличный от других".
Вот мы грузимся в машину и едем на вокзал. И все бы хорошо, но в темноте кто-то наступает мне на больную ногу. Никогда не думал, что могу так громко скрежетать зубами…. Ожидание последней электрички, поездку в ней, пересадку на машину в Москве я описывать не буду…. Эта тема достойна отдельного рассказа.
Уже в Москве, врач "Скорой" определил перелом. Меня доставили в больницу, где рентгенолог, ласково глядя на мои снимки, сказала: "Еще раз приедешь с таким переломом, придется ампутировать ногу". До сих пор мне несколько не по себе. Надеюсь, это был специфический врачебный юмор. Дальше была одномоментная ручная репозиция, гипс, ночные поездки на каталке.
Под утро меня привезли в палату. Через сутки после моего выезда из дома, я добрался до подушки. Невероятно, но факт - после всего я тут же уснул как сурок. Самые необычные и насыщенные приключениями сутки в моей жизни были позади.
Я хочу сказать СПАСИБО всем тем, кто на себе тащил мое тяжелое тело до Москвы, кто утешал и отвлекал рассказами и историями из жизни. СПАСИБО врачам и медсестрам "Скорой" и Боткинской больницы за своевременную диагностику и лечение. СПАСИБО тем, кто навещал меня в больнице или поддерживал морально. СПАСИБО ОГРОМНОЕ вам всем!
P.S.
Все события в данной истории являются плодом авторского воображения. Любое совпадение персонажей и мест действия является случайным. А вот благодарности - настоящие и от чистого сердца!
Читать комментарии
Оставить комментарий
|
|