|
Пролог
Поскольку я решил, пусть даже из репортерского престижа, не покидать Самарканда, не побывав на могиле Тамерлана, то арба снова поворачивает к юго-западу и высаживает нас возле усыпальницы Гур-и Эмир, по соседству с русской частью города. Какие грязные кварталы мы проезжаем! Сколько жалких глиняных лачуг встретилось нам по пути!
Мавзолей Гур-и Эмир выглядит более чем величественно. Он увенчан бирюзовым куполом, напоминающим по форме персидский тюрбан, а его единственный минарет, теперь уже без верхушки, сверкает эмалевыми арабесками, сохранившими свою первозданную чистоту.
Проходим в центральный зал под куполом. Там возвышается гробница "Железного Хромца" - так называли Тимура-Завоевателя.
Окруженные четырьмя могилами его сыновей, под плитой из черного нефрита, испещренной надписями, лежат кости Тамерлана, имя которого стало символом всего XIV века азиатской истории. Стены этого зала выложены тоже нефритом с нанесенным на него орнаментом в виде бесчисленных, переплетающихся ветвей, а маленькая колонна у стены, выходящей на юго-запад, указывает направление Мекки.
Госпожа Уйфальви-Бурдон справедливо сравнивает эту часть Гур-и Эмира со святилищем, и такое же впечатление вынесли и мы. Нас охватил благоговейный трепет, когда по узкой и темной лестнице мы спустились в склеп, где стоят гробницы жен и дочерей Тамерлана.
- Но кто же, наконец, этот Тамерлан, о котором здесь только и говорят? - спрашивает господин Катерна.
- Этот Тамерлан, - отвечает ему майор Нольтиц, - был одним из величайших завоевателей мира, даже самым великим, если измерять величие количеством завоеванных земель. Азия к востоку от Каспийского моря, Персия и провинции, лежащие на север от ее границ, Россия до Азовского моря, Индия, Сирия, Малая Азия и, наконец, Китай, на который этот полководец бросил двести тысяч солдат - весь материк был театром его военных действий.
- И он был хромой? - удивилась госпожа Катерна.
- Да, сударыня, как Гензерик, как Шекспир, как Байрон, как Вальтер Скотт, как Талейран - что, впрочем, не помешало ему пройти огромные расстояния. Но как фанатичен и кровожаден он был! Историки утверждают, что в Дели он приказал уничтожить сто тысяч пленных, а в Багдаде велел воздвигнуть обелиск из восьмидесяти тысяч голов.
- Я предпочитаю обелиск на площади Согласия [парижская площадь; обелиск, о котором идет речь, был вывезен в 1836 году из Египта] - говорит господин Катерна. - К тому же он сделан из одного куска.
Тут мы покидаем мечеть Гур-и Эмир, и, так как, по словам нашего комика, уже время "причаливать", арба спешно доставляет нас к вокзалу.
Что касается меня, то, несмотря на неуместные замечания супругов Катерна, я глубоко проникся чувством местного колорита, которое создают чудесные памятники Самарканда.
Отрывок из книги Жюль Верна "Клодиус Бомбарнак" (1875)
Часть I
"Проклятие Тамерлана"
На прошедших выходных по телеканалу РTP был показан документальный фильм "Проклятие Тамерлана". Весь фильм был построен от лица узбекского кинооператора Малика Каюмова (режиссёр; народный артист СССР (1967); член КПСС с 1960 г.; герой Соцтруда), включая отснятые им кадры во время экспедиции. М. Каюмов к настоящему времени - единственный, официальный участник вскрытия гробниц тимуридов.
Помимо М. Каюмова в состав правительственной комиссии по вскрытию захоронений тимуридов были очень солидные, именитые люди - видный ученый Узбекистана, зам. председателя СНК УзССР, руководитель комиссии Т. Н. Кары - Ниязов, выдающийся писатель и историк Садриддин Айни, известный востоковед А. А. Семенов, а также М. М. Герасимов.
Главная идея фильма - мистическая связь между вскрытием могилы эмира Тимура в Самарканде 21 июня 1941 года и началом Великой Отечественной войны.
Большие сомнения вызвал у меня этот сюжет. Причин тому несколько: всё же не так давно я закончил обучение в школе и пока еще не забыл истории уже несуществующего государства. В частности - начала Великой Отечественной войны. Во-первых, по легендам великий азиатский завоеватель Тамерлан в своих походах награбил невероятнейшего размера сокровища. По мусульманским традициям - часть драгоценностей должны были положить с телом усопшего завоевателя при захоронении в гробницу. Ясное дело, что перед началом развертывания крупномасштабных военных действий СССР были необходимы немалые денежные средства. Во-вторых, ожидание войны уже давно витало в воздухе. Её начало - было лишь вопросом времени. Поэтому связывать начало войны с мистическими надписями на гробнице и в древней книге - бессмысленно.
Первым делом решил откопать у себя на книжных полках Бунича, труд под названием "Золото партии". Как всегда - когда что-то нужно найти это не представляется возможным. Зато потом глаза намусолит. Ладно, пришлось воспользоваться интернетом - нашел как раз то, что и хотел найти.
"Поставленная Сталиным задача концентрации всего золота, платины и драгоценных камней в руках государства продолжала энергично выполняться. Если в самой России и на Украине к середине 30-х годов были уже перепаханы все кладбища и вскрыты практически все могилы в надежде найти золотые часы или вставную челюсть, то на территориях среднеазиатских республик подобные мероприятия до поры до времени не проводились. Осквернение могил и мавзолеев, по законам ислама, является одним из самых страшных преступлений. А поскольку освободительная война в Средней Азии, вспыхнувшая еще в 20-х годах, бушевала не утихая и была подавлена только к 1939 г., получив романтическое название "борьбы с басмачеством", то у самого Сталина и его сатрапов на местах все-таки хватило ума не давать лишнего повода для раздражения местного населения. Но наступил черед и среднеазиатских святынь. Особенно привлекал алчные взоры номенклатуры величественный мавзолей Тамерлана в Самарканде. По легендам, подтвержденным архивными документами, великий азиатский завоеватель в своих походах награбил сказочные, несметные сокровища, большую часть которых приказал положить с собой в гробницу. В мае 1941 г. большая команда московского НКВД, сопровождаемая экспертами ленинградского Эрмитажа, выехала в Самарканд для вскрытия гробницы. Хранитель мемориала восьмидесятилетний Масуд Алаев, придя в ужас, показал приезжим предостерегающую надпись, выбитую на гробнице в год смерти Тамерлана. Надпись предупреждала, что тот, кто осмелится потревожить покой усопшего властелина и вскрыть гробницу, выпустит на свою страну страшных демонов опустошительной войны. На всякий случай, чтобы перестраховаться, об этом доложили в Москву. Оттуда пришел приказ: Алаева арестовать за распространение ложных и панических слухов, гробницу вскрыть незамедлительно. 19 июня 1941 г. огромная плита из зеленого нефрита, закрывающая саркофаг Тамерлана, была поднята. Сообщение ТАСС об этом событии накануне войны перепечатали многие газеты. Если это и совпадение, то весьма странное." (Бунич И. Золото партии. СПб., 1992. С. 132).
Об этом в показанном фильме по РТР умолчали. Мало того проскользнул, вот, еще какой момент: М. Каюмов в фильме рассказывает о трех старцах, которые принесли книгу, где были слова о запрете трогать могилу Тимура, иначе начнется война. По словам М. Каюмова, он якобы прочитал эти слова по-арабски в книге, а потом привел туда Т. Н. Кары - Ниязова, С. Айни и А. А. Семенова. Они тоже решили посмотреть эту книгу, после чего у них возник спор со старцами, в ходе которого они переругались друг с другом на фарси. После случившегося этих старцев и загадочную книгу долго искали, но так и не нашли.
Самое удивительное в этой истории то, что М. Каюмов не знал ни таджикского языка (фарси), ни арабского. Что он мог прочитать в этой книге - остаётся лишь догадкой.
Часть II
"И у стен есть уши"
Следующей моей зацепкой в этой истории стали "главные герои" этого сюжета. На каждого из членов экспедиции я стал искать краткие биографии. Долго искать не пришлось - благо в Интернете множество различных энциклопедий, а вот, на разбор найденного материала ушло немало времени. Но оно того стоило! Результатом моих поисков стало интервью таджикского ученого Камола Айни (председателя Литературного Фонда Садриддина Айни). Он - сын, участвовавшего в экспедиции Садриддина Айни. Камолу довелось также стать одним из свидетелей давних событий. На тот момент он, в возрасте 13 лет, вел дневник, куда подробно записывал интересные происшествия, эпизоды, факты, связанные с отцом. Вот, небольшой отрывок:
"В этом рассказе М. Каюмова так много несоответствий, лжи, что просто поражаешься, как можно так несерьезно относиться к историческим событиям. Во-первых, С. Айни после тяжелого дня поехал со мной, со своим сыном, домой и уж, конечно, он никак не мог находиться в гостинице со съемочной группой где он, якобы услышал сообщение о начале войны, и все увидели его реакцию на это страшное, грозное известие. Во-вторых, как могла съемочная группа услышать по радио о начале войны вечером 21 июня, когда фашисты напали 22 июня в 4 часа утра, а по среднеазиатскому времени это было в 7 часов утра?!
Далее рассказывая о перезахоронении Тимура в феврале 1942 г., М. Каюмов связывает это событие с исторической победой в Сталинградской битве. Исторические события он передаёт в своей интерпретации, также не соответствующей действительности. Он якобы сообщил самому заместителю Верховного Главнокомандующего, генералу армии Г. К. Жукову о пророчестве Тимура и предупредил, что "советские солдаты в армии не побеждают, надо захоронить Тимур". Якобы, по словам М. Каюмова, Г. К. Жуков передал эти слова И.В. Сталину, который тут же отдал приказ о перезахоронении Тимура, которое состояло 20 декабря 1942 г. Это было, как говорится в фильме, накануне Сталинградской битвы. Обращаясь к зрителям, М. Каюмов заканчивает свой рассказ: "Через два дня после погребения тимуридов мы победили в Сталинградской битве. И первая победа была в Сталинграде, вот как хотите".
Удивительно, как же участник войны М. Каюмов забыл самые первые наши победы под Москвой еще в декабре 1941 г. И первые победы он перевел в декабрь 1942 г. А истинные исторические события были связаны с тем, что боевая мощь Советской армии в течение лета и осени 1942 г. непрерывно возрастала, с сентября начали проводить подготовку контрнаступления с целью полного разгрома врага в Сталинграде. 19 ноября Юго-Западный и Донской фронты перешли в контрнаступление, 20 ноября - Сталинградский фронт. Благодаря этим контрнаступлениям было завершено окружение врага в районе Сталинграда. А 16 декабря началось наступление. 25 января 1943 г. советские войска ворвались в Сталинград, 31 января взяли в плен генерал - фельдмаршала Паулюса. 2 февраля была завершена историческая Сталинградская битва. Как видно, подлинные даты и победы не соответствуют рассказу М. Каюмова.
А что касается останков тимуридов и их захоронения, то в Москве М. М. Герасимов закончил свою работу "по всестороннему изучению останков тимуридов" 28 декабря 1943 г. Затем была создана специальная комиссия, которая совершила погребение останков тимуридов 20 декабря 1942 г. Кстати, М.М. Герасимов писал в своей книге, что "все тимуриды, погребенные в центральном склепе Гур-Эмире (Тимур, Шахрух, Улугбек, Мухаммадсултан, Мираншах), были погребены повторно с большим или меньшим сроком со времени их первого захоронения". Перезахоронение 20 декабря 1942 г. - это было уже их третье погребение".
Эпилог
Вот, такая мистическая и загадочная сказка получилась у телеканала РТР в преддверии Дня Победы. Что это - очередные "Байки из склепа"? (телесериал страшилок, показываемых одно время как по НТВ, так и по РТР).
Не, уж то создатели фильма "Проклятие Тамерлана" наивное полагают, что причиной начала Великой Отечественной войны стало именно вскрытие гробницы Тамерлана? С другой стороны - да, ради Бога. Каждый имеет право на личное мнение, но зачем вводить в заблуждение исковерканными историческими фактами - остаётся загадкой. Быть может, без этого фильм стал бы пресным и совершенно неинтересным?
Будем надеяться, что данный фильм не станет "настольным пособием" по изучению истории. Иначе сложно мне представить какой в конечном итоге окажется наука спустя, пусть даже, пятьдесят лет. Мне и так недавно попалась на глаза ляпа: "Великий Новгород находился на месте Ярославля". Или, вот еще: "Русь попросту и была с самого начала Татаро-Монголией". Больше похоже на журнал комиксов. Впрочем, само название двухтомника говорит само за себя: "Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима". Вот, уж действительно НОВАЯ ХРОНОЛОГИЯ. Прошу заметить - выпущено сие творение не какой-нибудь типографией "Братьев Толстопузовых", а вроде как авторитетнейшим университетом МГУ.
Кто говорил, что невозможно исправить прошлого? Оказывается - нет ничего проще.
|
|