Юрий Грымов
Спектакль Юрия Грымова
"Нирвана"
14 ноября 2003 г.



Kurt Cobain ЖИВ!



"От имени многоопытного простолюдина, который согласился бы на кастрацию, ифантильного ябеды. Это послание легко будет понять. Все предостережения, полученные на курсах панковского ликбеза за годы моего знакомства - если можно так выразиться - с этикой, которая связана с независимостью и обычаями вашего общества, оказались очень верны. Вот уже много лет, как я не ощущаю восторга от прослушивания, а также от создания музыки, равно как и от чтения и сочинительства. Нет слов, чтобы выразить чувство моей вины по этому поводу. Например, когда мы находимся за кулисами и гаснет свет в зале и слышится возбужденный рев публики, это не действует на меня так же, на Фредди Меркьюри, которого я бесконечно люблю и которому искренне завидую. Дело в том, что я не могу обманывать вас. Никого. Это просто нечестно и унизительно как для меня, так и для вас.

...

... У меня уже нет былой страсти, так что помните, что лучше сгореть, чем тлеть. Мир, любовь, сострадание. (дважды подчеркнуто).
Курт Кобейн."

Отрывок из предсмертной
записки Курта Кобейна



Курт Кобейн



Они собирают стадионы поклонников и купаются в славе. Срывают собственные презентации и устраивают скандалы в гостиницах. Тратят на сеанс психоаналитика среднюю месячную зарплату трудяги-рабочего и нисколько не парятся по этому поводу...

Они вкладывают в благотворительные организации огромные суммы - отчасти из сострадания, но в целом - для повышения рейтинга. Они разводятся с женами и бьют морды друг другу, а потом таскаются по судам. Наконец, они становяться секс-символами: по определению, просто потому, что они рок-звезды. Они очень крутые!

Но при том, что каждый из них является неповторимой творческой единицей, у них у всех одни и те же проблемы. На определенном этапе (если они до этого доживают) многие из них понимают, что SEX, DRUGS & ROCKK-N-ROLL - это всего лишь стереотип, достаточно дешевый и устаревший, к тому же вредный для их собственного здоровья. Они вспоминают, что у них есть полноценные семьи,начинают ходить в тренажерный зал, медитируют, бросают пить, курить, колоться, нюхать всякую дрянь или даже есть мясо. Старые, больные, скучные люди...

Только летальных исходов в жизни таких, как они, все же значительно больше. Последняя Великая Трагедия - Рок-н-Ролла - история жизни и смерти Курта Кобейна - досих пор свежа в нашей памяти...

Курт был Крут, потому что любил то, что делал. Он был настоящим и, практически, последним бойцом рок-н-ролла, который не думал о доходах и, наверное, толком не понимал, что такое есть этот весь "шоу-бизнес". Вот об этом спектакль "Нирвана". О музыке Курта Кобейна, которая до сих пор в своей искренности и энергетике является образцом для подражания, о его странной любви к жене, которую не могут объяснить даже самые близкие люди Кобейна, о всей его яркой жизни, со всеми его невыдуманными эмоциями и страстями.

Очень важно в нашей стране делать спектакли не только для ыанатов Чехова и Достоевского, но и для всех остальных. Страшно, ведь, то, что очень много людей знают наизусть "творчество" российских поп-групп, которые только и занимаюися тем, что бездарно перепевают чужой материал, и совершенно ничего не знают о группе "Нирвана".

После смерти Кобейна прошло почти 10 лет - с тех пор вышел акустический концерт для MTV и сборник его лучших песен. Дэйв Грол продолжает активную музыкальную деятельность в качестве фронтмэна попсовой группы Foo Fighters. Крис Новоселич был замечен только в каких-то несуразных проектах. Кортни Лав воспитывает дочь, и выпустила недавно "Дневники Курта Кобейна". Истинные фанаты "Нирваны" не стали покупать эту книгу...

Мир меняется, и люди меняются вместе с ним. Рок-н-ролльный образ бунтаря и овердозника многим порядком поднадоел (если это образ, конечно). А что делать, если ты действительно такой - этого сегодня не знает никто, потому что бунт нынче непопулярен. Рок давным-давно стал частью мейнстрима. А мейнстрим, как ни крути, требует хорошей физической формы. Так что даже среди рок-музыкантов теперь принято вести правильный образ жизни.

А, может, и правда, саморазрушение - это далеко не всё? Возможно, самосовершенствование гораздо важнее? Это каждый решить должен сам...

Юрий Грымов



Найк Борзов в роли Курта Кобейна

"Курт жив! Мёрт Я" - сказало второе "Я" Курта. "Вы не можете жить без смерти. Поэтому умру именно Я". Эти слова стали эпилогом более чем 2-х часового спектакля. Ответ не заставил себя ждать - эхом по залу разнеслось "Курт жив... Курт жив... Курт жив..."

Подойдя к театру им. Маяковского у меня сложилось впечатление, что никого еще не пускают во внутрь. Однако ж - нет. Узкие проходы Маяковки распирало в разные стороны от желающих лицезреть Грымовскую "Нирвану". Никогда бы не подумал, что такая толкучка, устроенная в этот вечер, может иметь место в театре. Притом средний возраст пришедших - около 20 лет. Складывалось впечатление, что ты в "Горбушке". Еще чуть-чуть и ты попадешь на живой концерт той самой легендарной "Нирваны".

Странные, очень странные остались у меня впечатления от этого спектакля. Может от того, что еще ни разу не доводилось слышать в драмматическом театре гранж, да еще в таком количестве. Может от того, что в главном герое увидел самого себя - на публике один человек, в тесном кругу - другой, а в одиночестве - третий. Уже который раз, который день правлю написанный текст и чувствую, что мне не под силу описать своё состояние после спектакля.

Немного от том, что было на подмостках. В первом акте на сцене воспроизведен зеркально опрокинутый зал "Маяковки", причем Кобейн, балансируя, бродит по спинкам кресел. Это творческий период его биографии. Ко второму акту кресла демонтируют и нагонят полную площадку пены. Зрелище необыкновенное. Так ознаменуется начало "мыльного" периода. Курта распнут на кресте.

Что мы знаем о Курте? Да, практически НИЧЕГО! Курт на сцене - это совершенно другой человек, как и любой другой, оказавшийся на его месте. "Из бунтаря я превратился в богатую знаменитость", рефлектирует Кобейн, и на него тут же напяливают голову Микки-Мауса как символ пошлой, насквозь коммерческой поп-культуры. "Чтобы оставаться человеком не надо становиться звездой". Эти слова золотой нитью протянуты через всю постановку.

Как мне показалось спекталь быль довольно "сырым". Над ним надо было еще работать, работать и еще раз работать! Особенно над игрой актеров. Но это всё-равно не помешало всем понять поставленную Грымовым проблематику. Во всяком случаи, хотелось бы верить в это - что ВСЕМ.



16 ноября 2003 г.
Snake





WebМастеринг: © ® 2003 Snake

E-mail: tony@tushino.com



Сайт создан в системе uCoz